"Единая Россия" и МВД за возвращение УБОПов
5 марта в Госдуме РФ прошёл круглый стол «Противодействие организованной преступности: законодательный и практический аспекты». Это первое публичное обсуждение за последние пять лет.
В его работе приняли участие представители всех силовых ведомств страны, а также представители Минюста США, МВД Киргизии, Молдовы, Украины, Узбекистана, ученые – криминологи.
В своем докладе зампред думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн подчеркнул факт того, что сегодня организованная преступность является реальной угрозой для безопасности страны.
«К сожалению, предыдущее руководство МВД так не считало и 4,5 года назад были упразднены подразделения БОП. Результатом ликвидации ГУБОП стал развал прежней системы оперативного контроля за лидерами и активными участниками ОПФ, аппаратная неразбериха, резко снизившая эффективность работы», - заявил депутат и сослался на мнение присутствующих на круглом столе бывших начальников ГУБОПов.
В качестве иллюстрации неэффективности новой модели он привел долгое расследование убийства депутата городского совета Липецка Михаила Пахомова. "К какой линии отнести деятельность преступной группировки, закатавшего Пахомова в бочку? — задавался Хинштейн вопросом. — С одной стороны к общеуголовной, поскольку преступление совершено с особой жестокостью. С другой стороны – к экономической – в основе преступления лежала чистая экономика. В-третьих, можно поговорить и об экстремисткой направленности, поскольку преступление в отношении представителя органов власти".
Суть выступления Хинштейна сводилась к тому, что сейчас государству нечего противопоставить организованной преступности. По его словам, произошел развал прежней системы оперативного контроля за лидерами и активными участниками ОПФ, аппаратная неразбериха в системе МВД резко снизила эффективность работы. Кроме того, "были утрачены работающие механизмы" работы с оперативной информацией. "В результате ликвидации подразделений по борьбе с организованной преступностью часть архивов на лидеров ОПФ была потеряна, уничтожена, а некоторая и вовсе оказалась в руках преступного сообщества"
Изменить положение вещей, по его мнению, могут лишь "экстраординарные меры, а не косметические изменения". Хинтшейн считает, что необходимо восстановить подразделения по борьбе с организованной преступностью. "Речь не идет о реинкарнации РУБОПов, — уточнил он. — Конечно, необходимо делать все, исходя из наших сегодняшних реалий". Создавать новую службу депутат предлагает на базе оперативно-розыскных бюро главных управлений МВД по федеральным округам, в центральном аппарате МВД должно появиться координирующее управление, подчиненное замминистра.
«Единственно, кто выиграл от упразднения ГУБОП, - это участники организованных преступных формирований», - уверен Хинштейн.
Ведь особенностью деятельности работы ГУБОП и УБОПов заключалась в работе не от преступления, а от объекта. Именно такой подход позволял держать в поле зрения ОПГ их лидеров, работать на упреждение преступлений, заниматься разобщением группировок.
Кроме того, по мнению депутата, сегодня ни один специалист не в состоянии объяснить, чем ОПФ общеуголовной направленности принципиально отличается от ОПФ экономической направленности.
«Между тем, сегодня оперативная работа и учет строится именно по принципу этого надуманного разделения: есть еще и ОПФ экстремистской направленности», - констатирует он.
«В этом смысле у нас перед глазами есть пример Грузии, где введена уголовная ответственность за само пребывание в статусе «вора в законе». Не предлагаю слепо копировать грузинский опыт, однако восстановление правового института «особо опасных рецидивистов» сегодня просто необходимо», - утверждает Хинштейн, добавляя, что в прежние времена любой «авторитет», выходящий на волю, мгновенно попадал под жесткий надзор милиции.
Позиция профильного Комитета Госдумы здесь однозначна: мы убеждены в необходимости восстановления подразделений по борьбе с оргпреступностью. Наиболее оптимальным вариантом в думском видится создание такой службы на базе ОРБ ГУ МВД по федеральным округам» - резюмировал Хинштейн.
Советник министра внутренних дел Владимир Овчинский к этой идее отнесся скептически. Он напомнил, что в 1992 году РУБОПы создавались не для борьбы с организованной преступностью. "Страна распадалась на куски, сепаратизм процветал во всех регионах. Поэтому было принято решение создать подразделения, независимые от местных МВД, ОВД, — рассказывал он. — [Они] явились тогда той силой, которая держала страну и не давала разрастаться сепаратизму". По его словам, нельзя просто взять и восстановить структуру механическим путем, забрав лучшие кадры из уголовного розыска, из отделов по борьбе с экономическими преступлениями. "Мы тогда и розыск обвалим и ОБЭПы обвалим. Искать надо новые формы", — убежден Овчинский. Главное, по его словам, взять под жесткий контроль воров в законе, криминальных авторитетов, "смотрящих", "положенцев" и прочих людей, занимающих высокие позиции в преступной среде. Для этого, считает он, нужны разведывательные подразделения нового типа – антикриминальные.
Думский комитет по безопасности и противодействию коррупции также предлагает восстановить в законодательстве понятие "особо опасный рецидивист", ужесточить ответственность за создание фирм-однодневок, отмывание денег и вывоз капитала. Как именно, правда, Хинштейн не сказал. Зато в законченном виде уже готовы предложения, ограничивающие права присяжных — комитет предлагает исключить из их подсудности дела по двум статьям УК — 209-й (бандитизм) и 210-й (организация преступного сообщества или участие в нем).
Первый замдиректора ФСКН Владимир Каланда был категоричнее. "Мы не всегда уверены в том, что присяжные заседатели могут объективно и беспристрастно рассмотреть уголовное дело, связанное с 210-й статьей. Такие дела — удел профессиональных судей, — сказал он, а Хинштейн тут же проговорился — не в профессионализме дело, а в подходах. "У нас по 4-й части статьи 210 [создание преступного сообщества лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии] все дела, которые были рассмотрены судом присяжных – все развалились", — сказал он. Впрочем, можно ли доверять его данным — непонятно. Часом ранее он сетовал на неработоспособность этой самой нормы: "За 3,5 года с момента введения этого состава в УК он был применен один раз — в 2011 году в Республике Адыгея, где было возбуждено уголовное дело в отношении [Владимира] Волкова, имеющего статус вора в законе". Волков и другие лидеры преступных формирований, рассказал парламентарий, были задержаны, но Волков скрылся, а расследование уголовного дела приостановлено.
"В отношении чиновника меры предусматриваем, а в отношении преступников — нет"
Свои предложениях, как осложнить жизнь организованной преступности, есть и у ФСКН. Во-первых, на обвиняемых по "наркотическим" преступлениям нужно переложить бремя доказывания легальности его имущества, то есть доказать законность нажитого имущества, считает ведомство. "У нас получается иногда парадокс: мы в отношении чиновника такие меры предусматриваем, а в отношении преступников нет", — пояснил Каланда.
Во-вторых, в наркоконтроле мечтают ограничить в праве на условно-досрочное освобождение организаторов наркобизнеса, отказывающихся сотрудничать со следствием (их поведение должно учитываться судом). А таких, по словам Каланды, подавляющее большинство — они отказываются свидетельствовать против себя, ссылаясь на 51-ю статью Конституции РФ. Да и раскаивающихся в своем поведении на зоне почти нет. По словам чиновника, в 2012 году было раскрыто шесть случаев, когда организаторы наркобизнеса руководили им прямо из колонии. Тем не менее на УДО привлекавшиеся к уголовной ответственности по линии наркоконтроля по статье 210 УК выходят в 75% случаев.
Закончилось обсуждение апелляцией к президенту. Думский комитет по безопасности и противодействию коррупции намерен обратиться к Владимиру Путину с предложением создать межведомственную рабочую группу по подготовке государственной концепции и "базового закона" по борьбе с организованной преступностью. Будут также подготовлены рекомендации — главе государства, руководителю МВД Владимиру Колокольцеву, генпрокурору Юрию Чайке, в ФСКН и правительство. Прозвучавшие предложения, заверил Хинштейн, "не требуют ни серьезных перетрясок, ни кадровых революций, ни дополнительных серьезных денежных вливаний".
Использованы материалы с сайта ЕР и pravo.ru
Нет комментариев. Ваш будет первым!