ОХРАННЫЙ БИЗНЕС В 2013 ГОДУ. ИТОГИ.

15 января 2014 - admin

  Уходящий год преподнес для российской охранной индустрии немало сюрпризов. Однако, в отличие от предыдущих лет, которые запомнились трансформациями в отраслевом законодательстве и невоплощенными инициативами, 2013 - это период «коммерческих перемен». И хотя каждый участник охранного бизнеса пережил этот год по-своему, портал Na-ohrane.ru попытался выявить тенденции, которые, так или иначе, сказались на негосударственной сфере в целом.

Коммерческие объекты ЧОПам
      «Правительство РФ в силу существенного сокращения подразделений ОВО готовит перечень объектов, подлежащих государственной охране. Я с ответственностью говорю, что полиция уйдет со всех коммерческих объектов на территории страны».
      Данное заявление в марте текущего года сделал заместитель главы МВД Александр Горовой в ходе выступления на первом заседании координационного совета при МВД по взаимодействию с ЧОП и частными детективами.
      Пожалуй, уже давно обращения официальных представителей силового министерства не вызывали столько обсуждений в среде частного охранного бизнеса. Появилась целая череда гипотез, объясняющих столь кардинальное решение МВД: от структурных проблем в полиции до необходимости России соответствовать нормам Всемирной торговой организации, к вступлению в которую наша страна готовилась на тот момент.
      Достаточно сложно говорить о том, принесло ли данное решение Министерства внутренних дел существенную экономическую пользу частному сектору. Однако, вполне очевидно, что с исчезновением постовых полицейских, официально дежурящих в торговых  комплексах или офисных помещениях, частично ушла в прошлое целая эпоха под названием «охрана в погонах».
 
ФАС vs ФГУП
      В конце ноября состоялось заседание рабочей группы с участием представителей Федеральной антимонопольной службы и Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». На повестке дня был вопрос о снижении доли предприятий с государственным участием на конкурентных рынках.
Нельзя не отметить, что в 2013 году антимонопольный орган весьма активно присутствовал в сфере НСБ. Это подтверждают многочисленные «рекламные споры» между ЧОП, громкий конфликт с участием компании «Аргус-Спектр» и целая череда публикаций итогов исследования рынка охраны жилых объектов в разных регионах России. Однако решение ФАС РФ снизить аппетиты унитарных предприятий стало приятным сюрпризом под занавес уходящего года.
      Стоит отметить, что снижение роли ФГУП, согласно заявлению представителей ФАС, должно произойти в конкурентных отраслях. При этом статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский признал, что охранная индустрия входит в «девятку» основных конкурентных рынков с госучастием.
      Остается только надеяться, что при реализации намеченных планов ФАС России не столкнется с подводными камнями.
 
 
Пришла беда, откуда не ждали
      В 2013 году американские аналитики все чаще стали говорить о влиянии телекоммуникационных компаний на рынок услуг безопасности и автоматизации объектов.  Наиболее заметно данные  процессы протекают в Соединенных Штатах, где корпорация «COMCAST» пытается развязать борьбу за клиента с бессменным лидером в сфере мониторинга, компанией ADT.  По прогнозам экспертов амбиции «COMCAST», а также других крупных компаний, работающих в сфере телекоммуникаций, имеют неплохие перспективы. Совмещение медиа сервисов с непрофильными услугами, например, монтажом систем безопасности и дальнейшим контролем тревожных сигналов – это часть будущего. Имея колоссальные технологические и рекламные мощности, сотовые операторы или интернет-провайдеры способны предоставлять дешевые пакеты комплексных предложений: «охрана + ТВ + интернет + телефония».
      Несмотря на то, что европейские и американские тенденции в сфере бизнеса доходят до России с некоторой задержкой, в данном случае отечественные предприниматели сыграли на опережение. Под конец года компания МТС объявила о создании мобильного охранника для жилых объектов. Система безопасности позволяет прослушивать дом или квартиру, получать SMS и MMS-оповещения, производить звонок с фотокамеры при срабатывании датчиков и т.д. Стоит отметить, что данное решение по техническим возможностям является практически полным аналогом сервиса американского «COMCAST». Это значит, что уходящий год может стать началом этапа объединения телекоммуникационных сервисов и услуг по мониторингу или даже охране объектов.
 
ОВО – не налогоплательщик
      Летом 2013 года Высший Арбитражный суд Российской Федерации поставил точку в многолетних спорах между региональными подразделениями вневедомственной охраны и налоговой службой. Своим решением ВАС создал прецедент, в ходе которого ОВО освобождены от обязательных налоговых отчислений.
Представители полиции всегда подчеркивали, что средства, поступающие к ним на счета, по определению являются государственными, поскольку ведомство не имеет «собственных» денег. Как следствие, эти финансы не должны облагаться сборами.
      В свою очередь фискальные органы утверждали, что оказание охранных услуг силами полиции является ни чем иным, как извлечением прибыли, соответственно вневедомственная охрана также как и другие субъекты предпринимательства обязана уплачивать соответствующие исчисления.
      По итогам споров Фемида встала на сторону силовиков – перекладывание денег из одного кармана в другой – бессмысленно.
 
Повышение социальной значимости ЧОП
      3 июля 2013 года Государственная Дума приняла в первом чтении поправки к Закону «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Ключевыми моментами данного законопроекта явилось привлечение ЧОП к антитеррористической защите объектов, охране транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Помимо этого документ уточнил права охранника на применение физической силы.
      Инициатива парламентариев вызвала широкое обсуждение и шквал публикаций, затихших практически сразу после принятия документа. Несмотря на все старания профильных комитетов и заинтересованных экспертов НСБ, законопроект оставил немало нерешенных вопросов. Однако в целом можно предположить, что его подписание стало очередным доказательством того, что в период сокращения штата правоохранительных органов частный охранный бизнес является единственным институтом, способным хотя бы частично принять на себя функции обеспечения общественной безопасности.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад